Новости офтальмологии › Почему 3D фильмы вызывают усталость глаз и тошноту

Трехмерные картины опасны для глаз

Считается, что просмотр фильмов в 3D формате дает неизведанные ощущения. Модная технология получает похвалы и дифирамбы, при этом критика никого не интересует.

Однако скептики утверждают, что трехмерное кино вредит зрению человека. Рассмотрим их замечания.

Особенности человеческого зрения просты. Глаза человека вытягиваются, рассматривая объекты вблизи, и сжимаются, рассматривая удаленные объектов.

Полученное изображение откладывается на сетчатке глаз. Создается картинка видимого изображения. Четкость изображению придает аккомодация, способность хрусталика глаза подстраиваться.

В середине 1990-х годов сотрудник Стэнфордского университета Thomas P. Piantanida занимался компьютерной визуализацией. Он отмечал жалобы на тошноту и головокружение лиц, игравших на 3D-приставках.

Том Пиантанида предположил, что ряд 3D-кадров меняется слишком медленно по отношению к скорости работы глаз играющих. Что и вызывает конфликт ощущений.

Спустя 20 лет проблема осталась актуальной, хотя возможности техники сильно изменились. Многие зрители при просмотре трехмерных фильмов продолжают перенапряжение глаз и головокружение на фоне тошноты.

Как же формируется природное объемное изображение предметов?

Вид объекта запоминается и фокусируется на сетчатке двумя глазами одновременно. Эти данные поступают в зрительный анализатор коры головного мозга. В норме полученные глазами картинки индентичны, различаясь только углами зрения. Мозг считает полученные изображения корректными и соединяет их в один образ.

Поскольку глаза видят под различными углами люди различают высоту, ширину и глубину . Если мозг не может определить один из показателей цельной картины, он дополняет его инстинктивно.

Что происходит при просмотре трёхмерных фильмов

На сеансе трёхмерного фильма каждый глаз видит различные образы, причем расстояние до экрана, показывающего данные образы, сохраняется одинаковым.

Объемное 3D-изображение формируется только в мозгу просматривающего фильм. Это ощущение противоречит аккомодации. Глаза вынуждены вытягиваться из-за воображаемого удаления объекта в пространстве.

Например, зритель находится на расстоянии 5 метров от экрана. При построении трёхмерного изображения в глубине экрана глаза зрителя должны сжаться согласно расстоянию 5 + x метров.

Если воображаемое изображение "соскакивает" с экрана, сильно выдаваясь вперед при расстоянии 5 - x, глаза должны вытянуться.

Хрусталик глаза фокусируется согласно расстоянию в 5 метров, а глаза изменяют форму по кажущейся удаленности. Это несоответствие и вызывает тошноту, перенапряжение глаз и головную боль, отмечают исследователи.